ИСТОРИЯ ДОМРЫ И БАЛАЛАЙКИ,

А , СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И

РУССКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЕМЕСЛА

 

ДОМРА

Уверены, что балалайка старше домры? Ошибаетесь. Достоверно известно, что нашей домре более 1000 лет, в то время как балалайке всего лишь около 350.

 

Арабский путешественник X века, секретарь посольства багдадского халифа Ахмед Ибн-Фадлан, побывавший на Волге в 921 году, при описании погребального обряда у «русов» отмечал, что умершему ставили в могилу наряду с пищей и питьем также и музыкальный инструмент с круглым ящиком и длинной ручкой для струн.

 

Описание этого муз инструмента вполне подходит под нашу домру.

 

Интересно, что художники 16 -17 веков на древнерусских псалтырях изображали царя Давида среди музыкантов с русскими национальными инструментами, которые   подписаны как: лик лышников (лыко – смычок), лик бубуников, лик сурначеев, лик гусляров, лик домрачей.

*Царь Давид (второй царь Израильско-Иудейского царства (1004-965 гг. до н.э.)) - сочинитель псалмов, музыкант, покровитель музыки .

 

Возможно, изображая эти музыкальные инструменты с царем Давидом, жившим за 1000 лет до н.э. художники говорили о приходе их из далёкого прошлого, от древних славян - язычников, ведь ДОМРА означает «дом   РА» – дом бога Солнца в старославянской религии.

Домру - любимицу народа можно смело назвать и профессиональным инструментом СКОМАРОХОВ.

Скоморохи, являлись не только хранителями языческой культуры в бесписьменный период, они участвовали во всех народных обрядах: свадьбах, похоронах..., были собирателями и хранителями народной песенности и музыки.

 

Если говорить об отношении православной церкви в начале 2-го тысячелетия к русским щипковым инструментам (в частности к домрам), то оно двояко:

1) Не случайно первое дошедшее до нас письменное упоминание о домре на Руси мы находим в «Поучениях митрополита Даниила» (1530г). Он пишет, что сами служители православного культа: «пресвитерии, и диакони, и иподиакони … играют в гусли, в домры, в смыки».

 

2) Совсем иным было отношение православия к домрам в руках бродячих скоморохов. Церковь раздражает популярность скоморошества. Ещё в «Повести временных лет» ХI века летописец пишет о скоморохах: «Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга…, - а церкви стоят пусты».

Борьба церкви со скоморохами длилась более 6 веков.

В 1551 г на Вселенском соборе «Стоглаве» митрополит Иосаф обратился к царю Ивану Грозному: «Бога ради, государь, изведи скоморохов, чтобы не было их в царстве твоем. Се тебе, государю, в великое спасение».

Но Грозный царь не равнодушен к музыке. Он организует деятельность Государевой потешной палаты (1571г), основу которой составили привезенные из разных мест лучшие скоморохи.

Служители церкви упорно продолжают борьбу с остатками язычества. Апогеем борьбы со скоморошеством в стране приходит на 1648 год, когда последовал «высочайший» указ равнодушного к музыке царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий».

Запретительная грамота 1648 года предписывала, чтобы скоморохов в дом к себе не пускали и не развлекались с ними, так как «среди населения умножилось всякое мятежное бесовское действо. Запрещалась игра на домрах, гудках, гуслях, запрещалось их производство, а те что были велено сжечь. Тех, кто ослушается Указа бить батогами и «ссылать в украйные города в опалу».

И потянулись доверху груженные телеги с музыкальными инструментами, вывозились за Москву-реку «на болото — место казни» русской музыки и там публично сжигались. Так после указа 1648 года какие-либо свидетельства о домре напрочь исчезают. Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире.

К сожалению, в этот период угасает такое древне ремесло как производство домр. История домры - древнерусского инструмента здесь казалось бы обрывается, и можно было бы поставить точку, но… Русский народ никогда просто так не покорялся, и народные умельцы, вопреки запретам игры на домре рождают балалайку, в царских указах о которой ничего не было сказано. Народ создал балалайку, ту самую, которая потом, спустя три века, поможет возродится домре.

 

БАЛАЛАЙКА

Первое упоминание о ней в архивном документе относится к 1688 году (через 40 лет после царского запрета на домры). В документе сказано, что житель Арзамаса Савка Федоров и крестьянин Ивашка Федоров, въезжая на телеге в Яузские ворота, играли на балалайке, за что были приведены в Стрелецкий приказ, биты батогами и отправлены в ссылку. Репрессии музыкальных инструментов продолжаются. Но балалайка оказалась живучей. По своему строению балалайка – это та же домра, корпус остался полусферическим, но с удлиненным грифом, другим струнным строем и названием. Слово «балалайка» значить баловаться, дурачиться, проводить впустую время. Ничего языческого.

К концу 17-го века репрессии постепенно прекратились, а в середине 18-го века балалайка стала самым популярным инструментом. 

По мере развития плотницкого дела, во второй половине 18 столетия появляется балалайка с трехгранным корпусом. Ко второй половине 19 века балалайка обычно изображалась с весьма длинным грифом и небольшой декой треугольной формы. Балалайки же с полукруглой или сферической формой корпуса стали исчезать из быта.

Проходит время, интерес к балалайке ослабевает. В моде гармоника, клависин, скрипка… На балалайке играют лишь крестьяне на селе – лишь этот инструмент им доступен.

Из истории домры и балалайки все музыковеды делают однозначный вывод: балалайка и домра – две различные модификации одного и того же вида струнного щипкового инструмента. Только одна из них исторически более ранняя, а другая более поздняя. При этом ДОМРА – родоначальница балалайки.

Интересен факт, что найденная участником андреевского оркестра А.С. Мартыновым в 1895г в Вятском уезде на чердаке своего дома балалайка с овальным корпусом «в ветхом состоянии» помогла возродить домру. (Сначала домра переродилась в балалайку, а потом балалайка возродила домру) Т.Е. пошел обратный процесс. Музыкальный мастер Семен Иванович Налимов сумел реконструировать домру от «домришки» до домры «басистой», а В.В. Андреев вернул её достойное место в инструментальный коллектив. В его оркестре домра заняла своё почетное место. Музыканты раскрыли многогранность домры не только в фольклоре , но и в классической музыке.

 

В.В. Андреев реаниматор

дренейшего музыкального ремесла.

Говоря о домре и балалайке, нельзя не вспомнить Василия Васильевича Андреева - реформатора русских народных инструментов, создателя и руководителя первого Великорусского оркестра, педагога, композитора, дирижера, исполнителя-виртуоза на балалайке и гармонике.           Василий Андреев родился в городе Бежецке в семье купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки по происхождению Софьи Михайловны. Музыкальное воспитание Андреева В.В. проходило под неустанным надзором матери – Софьи Михайловны.

Мальчик был очень одаренный, рано начал интересоваться русским-народным творчеством и особенно музыкой. В пять лет играл на гармошке, на жалейке. Удивительно ловко повторял «с рук» матери « на слух» фортепьянные пьесы.

«14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты», - писал Василий Васильевич в воспоминаниях. В 18 лет он занимался на скрипке у молодого, но уже профессора Санкт-Петербургской консерватории Николая Владимировича Галкина. Андреев упорно не желал изучать нотную грамоту, т.е. учился играть только «на слух», «с рук» , что вызывало трудности в обучении. Галкин ещё не очень опытный преподаватель предъявлял жесткие академические требования к Андрееву, что привело последнего к нервному срыву и занятия на скрипке были прекращены.

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали две встречи, одна - в 1883 году в селе Марьино в имении Андреевых под Петербургом, с балалаечником-самородком крестьянином Антипом и потом через год - с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным, который любезно знакомил Андреева с возможностями балалайки. Балалайка буквально завораживает Василия Васильевича.

Андреев интуитив­но почувствовал, что в примитивной конструкции крестьянской балалайки заложены большие потенциальные возможности, которые можно развить и довести до уровня концертного инстру­мента.

Так в 1883 году Андреев, в возрасте 22-х лет, занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и посвятил этому делу всю свою жизнь.

В 1884 году Андреев, не найдя специалистов по изготовлению балалайки, заказал балалайку местному столяру И.Муравьеву. Однако и этот инструмент не смог удовлетворить Андреева, и он сам готовит чертежи улучшенной балалайки. 

В 1885г. Андреев обращается к известному петер­бургскому скрипичному мастеру В. В. Иванову с просьбой изготовить по чертежам Андреева балалайку. Тот соглашается при условии, что Василий Васильевич даст ему слово никому и никогда о том не рассказывать, так как такая работа для него унизительна и может серьезно повредить его репутации.

«Я долгими часами просиживал у Иванова, следя за работой, делая необходимые указания, касающиеся размеров частей, выбора дерева и т. д., и неоднократно был свидетелем, как, при каждом звонке, он быстро вскакивал и накрывал верстак тут же лежащим наготове платком, чтобы кто-нибудь из его заказчиков или посторонних не увидел лежащей на верстаке балалайки» - вспоминает Андреев.

Впоследствии В.В. Иванов сам очень гордился своей работой над усовершенствованием балалайки, у которой кузов треугольной формы был впервые выполнен из лучистого клена, а гриф — из черного дерева. Вместо жильных ладовых перевязок в гриф были врезаны пять металлических порож­ков. Струны на этой балалайке, как и на народной, были жильные. Балалайка Иванова во многом превосходила свой прототип большей силой звучания и тембром.

     Прошло некоторое время. Балалайка, благодаря усилиям В. В. Андреева становится популярной не только в России, но и за рубежом. Но работы по её усовершенствованию продолжаются, и в 1887г другой петербургский мастер Ф.С.Пасербский, изготовил уже двенадцатиладовую балалайку. Это давало возможность улучшить музыкальный диапазон инструмента. Вскоре Пасербский сделал разновидности хроматических балалаек: приму, альт, бас, а несколько позже — пикколо и контрабас и вернул струнному щипковому инструменту ансамблевый колорит (как когдо-то в Потешной палате Ивана Грозного).

Так возрождалось древнерусское музыкальное ремесло.

 

Наиболее удачными оказались балалайки работы мастера само­родка Семена Ивановича Налимова. Большинство инструментов этого мастера вошли в историю русской музыкальной культуры как произведения высокого искусства. Инструменты работы Налимова очень отличались от балалаек, созданных руками других мастеров не только по звучанию, но и внешне, в особенности — шириной грифа.

 

Популярность балалайки росла. Повсюду стали создаваться школы игры на балалайке. «Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке». Успех колоссальный не только в русском обществе, но и за рубежом. Если в России создавались только школы игры на балалайке, то в 1892г Парижская консерватория открыла класс балалайки.

В 1895 году в Вятской губернии обнаружили неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. По его внешнему виду похож на домру, но по строю – это балалайка. В.В. Андреев отправился к мастеру Семену Ивановичу Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. К тому моменту у Андреева уже существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи создания Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов, и восстановленная домра со своими новыми возможностями идеально подходила на эту роль. В период 1896 - 1890 гг. В. Андреевым, Н.П.Фоминым и С. Налимовым были сконструированы ансамблевые разновидности домры от пикколы до басовой.

Домра совершенствуется и даже видоизменяться, появляются её новые виды. В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова мастером Сергей Фёдоровичем Буровым – основателем династии музыкальных мастеров-народников, была создана четырехструнная домра /по древним рисункам/. Впоследствии также появились ее ансамблевые разновидности и оркестр четырехструнных домр.

Дело, начатое В. В. Андреевым и С. И. Налимовым, получило необычайно широкий размах еще при жизни этих замечательных людей. Фанатичная преданность Андреева пропаганде русских щипковых инструментов заинтересовала десятки музыкальных мастеров Петербурга, Москвы и других городов России. Однако, еще не все известные музакальные фирмы имели в продаже домры и балалайки.

Так в магазине Ю. Циммермана заведующий говорил, что их фир­ма слишком серьезная и почтенная, чтобы торговать „балалай­ками". Что же касается народных инструментов, то у них [в мага­зине] имеются в достаточном количестве мандолины и гитары. Но не прошло и пяти лет, как Ю. Г. Циммерман организовал специаль­ный отдел в Лейпциге для производства балалаек и домр. Эти немецкие балалайки и домры хотя и отличались чистотой работы и привлекательной внешностью, но „не звучали". У них не было надлежащей силы звука и соответ­ствующего тона, а музыканты - народники говорили, что "в них нет русской души".  Немецкие балалайки „не пошли", и Ю. Г. Цим­мерман перешел на торговлю русскими балалайками, продавая их тысячами.

 

В наши дни, к сожалению, есть псевдомастера, которые не ценят исторический опыт народного музыкального ремесела, и современные предприниматели в погоне за рублём продают секреты музыкального народного промысла за рубеж, в том числе и в Китай. Настоящий мастер так никогда бы не поступил. Горько и обидно за русских мастеров:

Завет отцов тебе не мил.

Достоинством себя не мерил.

Ты или честь свою пропил,

Иль совесть долларом заклеил.

 

Китайцам продал ремесло

Что Русью тыщу лет хранилось.

Потомки вспомнят всё равно

Кем домра русская травилась.

02.04.2011г.

 

В 1907 году в Петербурге с коммерческими целями была органи­зована Всероссийская выставка музыкальных инструментов. На ней экспонировались музыкальные инструменты народов России, в том числе балалайки и домры, изготовляемые по налимовским образцам.

 

«Деятельность всей моей жизни была направлена на возрождение и распространение народной песни посредством усовершенствованных мною национальных инструментов. Я положил на это много труда и энергии и устроил мастерскую, где желающие могут безвозмездно получать: образцы балалаек, домр и гуслей для подражания»,- писал в своих воспоминаниях В.В. Андреев.

 

В.В.Андреев вместе с Великорусским оркестром много гастролирует по городам России. Однажды летом 1916г он со своим другом Ф.Шаляпиным   выступал в Малаховском летнем театре. Они оставили свой автограф на стене «Летнего».

Предлагаю вам послушать запись Великорусского оркестра под управлением В.В. Андреева «Воспоминания о Гатчине». См. ниже.

 

Обращение Андреева к балалайке как к средству пропаганды музыкального искусства определялось легкостью и доступностью начального обучения на ней, возможностью формирования эстети­ческих и музыкальных вкусов широких слоев населения, развития их музыкального дарования.

Сегодня домра и балалайка – перспективные инструменты с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющими истинно русские корни и, тем не менее, дошедшие до высот академического жанра. Какова будет их дальнейшая судьба?

 

СЕРЖАНТОВ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ

 

В советское время музыкальные мастера домр и балалаек успешно продолжали традиции Андреева и Налимова. Среди них ярко выделяется деятельность музыкального мастера Сержантова Владимира Филипповича - первого Заслуженного работника культуры РСФСР.

 

Владимир Филиппович 1931 г.р. Он любил мастерить с детства корабли, самолетики и др. игрушки. Но пришла в 1941г пришла война, и детство закончилось рано. Уже в 1943 году двенадцатилетним мальчишкой он пришел в мастерские ВХО Министерства культуры. ВХО - всесоюзное хоровое общество – это единственная запись в трудовой книжке Владимира Филипповича. Его отец на фронте, у матери 3 детей. Время было трудное, военное, нужны были карточки на питание и ему было стыдно бегать по улицам без дела. Юный Володя стал помогать взрослым сколачивать ящики для снарядов. Работал со сноровкой, стараясь не отстать от старших. На золотые руки мальчика, ловкость и умение держать инструмент обратил внимание известный мастер музыкальных инструментов Сергей Федорович Буров - тот самый, который сконструировал 4-х струнную домру. Он предложил маленькому рабочему научиться делать русские музыкальные инструменты.     Так Володя Сержантов стал учеником Бурова. А летом 1945 года, в год Великой победы - сделал первую в своей жизни балалайку. Хотя она была еще далека от совершенства, но, слушая, как во дворе на ней играют его друзья, Володя был счастлив.

За долгие годы трудовой деятельности было сделано много музыкальных инструментов. Восхищения и положительные отзывы о них можно долго перечитывать. Вы можете ознакомиться с ними на http://domrist.ru/persons/925.html , http://www.balalaika-master.ru/paper/016/   , http://www.balalaika-master.ru/paper/016/ .

Но самой высокой наградой за заслуги в области советской культуры было присвоение в 1983г Президиумом Верховного Совета РСФСР почетного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Более высоких наград в России еще не получали музыкальные мастера. Владимир Филиппович первым получил это почетное звание!

 

Многие современные музыкальные мастера называют себя учениками В.Ф.Сержантова, но на самом деле, сам Владимир Филиппович говорит лишь о трех своих во истину талантливых учениках. Это его брат Евгений Филиппович Сержантов, сын Евгений Владимирович Сержантов и друг сына Геннадий Валентинович Смыгин. Остальные лишь «рядом постояли».

 

Помимо своих профессиональных качеств, В.Ф. Сержантов восхищает своей любовью к жизни, преданностью друзьям и поддержке музыкальных талантов. Он очень гостеприимный человек. В его доме всегда гости. Кто эти гости?

Во - первых – это музыкальные мастера. С 1967г в Музыкальном домике заведена традиция: «Каждый год, 10 марта, в День Рождения Владимира Филипповича Сержантова мастера ВХО встречаются до сих пор , не смотря ни на какие невзгоды и болячки".

Во – вторых - музыканты–народники, приезжая за новыми инструментами или с ремонтом, они обязательно гостили у Сержантовых. Это Михаил Рожков, Владимир Болдарев, Александр Цыганков – сейчас они уже народные артисты РФ, а тогда только начинали свой творческий путь. Всех перечислить сложно, можно кого-то обидеть, не упомянув. Но всем им большое спасибо – их совместная работа с музыкальными мастерами позволяла совершенствовать домры и балалайки   и расширять их музыкальные возможности.

 

Нина Данина

 

Информация собрана из сайтов Интернета и

книги М.И. Имханицкого

«Становление струнно-щипковых

Народных инструментов в России».

 

Великорусский оркестр Андреев Воспоминан MP3 аудио файл [3.0 MB]
Великорусский оркестр Андреев Воспоминан
MP3 аудио файл 3.0 MB